Четверг, 19 сентября 2019

Содержание материала

Санкт-Петербургскому университету МВД России 15 лет

Интервью с начальником университета В.А. Кудиным

- Василий Анатольевич, Санкт-Петербургский университет МВД России в этом году отмечает свое пятнадцатилетие, возраст юный, однако качеством подготовки полицейских вуз широко известен не только в России, но и за рубежом…

В.А. Кудин: Санкт-Петербургский университет МВД России создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 611 от 18 июня 1998 года и в своем нынешнем статусе функционирует 15 лет. За эти годы в развитии университета происходили существенные изменения, связанные с оптимизацией его организационно-штатной структуры, совершенствованием учебно-воспитательного процесса, развитием учебно-материальной базы и социально-бытовой сферы. Но неизменной остается и ныне главная задача вуза – обеспечение качественной профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для органов внутренних дел. В целях решения этой задачи разработана и реализуется Концепция стратегии развития университета на период до 2020 года. Мы рассчитываем, что реализация определенных Концепцией направлений позволит нам обеспечить устойчивое развитие в новых условиях и сохранить за собой статус одного из ведущих в системе МВД России учреждений в области образовательной, научной и инновационной деятельности вплоть до 2020 года.


Сегодня мы готовим специалистов для МВД-УВД 54  субъектов Российской Федерации и 14-ти соответствующих министерств и ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сейчас в университете обучается более 6500 курсантов, слушателей адъюнктов и докторантов. Ежегодный выпуск составляет до 1500 человек, 50% из которых направляется в Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где наши выпускники уже составляют кадровое ядро служб и подразделений. Наше взаимодействие с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области позволило в последние годы реализовать целый комплекс мер, направленных на усиление практической составляющей в образовательном процессе вуза. Это и участие практических работников в обучении, стажировки преподавателей в службах и подразделениях ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, использование материальной базы органов внутренних дел, а также проведение совместных научных исследований по основным направлениям деятельности органов внутренних дел.

У нас функционирует 13 научных школ, которые разрабатывают актуальные проблемы истории и деятельности органов внутренних дел, формирования правовой культуры у сотрудников, психолого-педагогического обеспечения их деятельности, внедрения информационных технологий,  информационной безопасности, кадровой и воспитательной  работы и другие.

- Василий Анатольевич, открываются ли какие-то новые специальности, ведь обществом движет технический прогресс, появляются новые виды преступлений?

В.А.: Преподавателями разработана специальная программа антикоррупционной направленности «Коррупция как социально-правовое явление и меры борьбы с ней», специальный курс «Теневая экономика», на всех факультетах внедрен учебный курс «Основы профайлинга».

Являясь частью общества, мы не можем не реагировать на вторгшиеся в нашу жизнь информационные технологии: многие виды преступлений, ранее неизвестных, ныне стали обыденностью. А это означает, что мы должны готовить молодых полицейских с опережением, всегда быть на шаг впереди преступников. Курсанты должны получать знания, которые будут востребованы через несколько лет, когда они придут на службу в органы внутренних дел. Именно поэтому, сегодня мы обучаем специалистов в области информационной безопасности и технологии защиты информации в правоохранительной сфере.

- Василий Анатольевич, расскажите о международном сотрудничестве университета.

В области подготовки кадров мы используем не только российский, но и зарубежный опыт, взаимодействуя с правоохранительными органами и образовательными учреждениями зарубежных стран. Так, на протяжении последних четырех лет в соответствии с Протоколом о взаимодействии между Санкт-Петербургским университетом МВД России и Полицейским колледжем Финляндии в области подготовки кадров мы сотрудничаем с финскими коллегами по совместным проектам и уже подготовили три научные работы: «Особенности пребывания и обеспечение безопасности финских граждан и граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации и Финляндской республики», «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Финляндской республике и Северо-Западном регионе Российской Федерации», и специальный русско-финский разговорник для сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и Финляндской республики, работающих на приграничных территориях.

В рамках программы в университете в конце мая начал действовать новый пилотный проект совместного сотрудничества – языковые стажировки, основная суть которых – обмен сотрудниками в целях углубленного изучения не только грамматики обоих языков, но и понимания специфики правовой работы финских и российских полицейских, направленной на обеспечение безопасности граждан, проживающих на приграничных территориях.

Сотрудники университета на взаимной основе будут в течение нескольких дней обучать полицейских Финляндии, наиболее тесно взаимодействующих с российскими гражданами в приграничных территориях.

В июне этого года Санкт-Петербургский университет МВД России ожидает у себя преподавателей финского Полицейского колледжа, которые будут обучать курсантов университета основам финского языка с юридическим  уклоном. В настоящее время в вузе формируется группа курсантов, которые направлены для обучения в университет практическими органами внутренних дел, находящимися на приграничных территориях. Обучение планируется проводить на постоянной основе. Наши курсанты и финские слушатели участвуют в совместных спортивных мероприятиях.

Университет имеет давние и прочные связи и с рядом образовательных учреждений и учебных центров стран ближнего зарубежья, а также Германии, Китая, Монголии, Румынии, Гвинеи, Гвинеи Биссау. Участие в международных конференциях, обмен делегациями и стажерами, проведение совместных научных исследований являются наиболее распространенными формами сотрудничества с ними.

- Василий Анатольевич, для проведения такой работы нужны опытные  специалисты, профессионалы, способные обучать курсантов, двигать вперед юридическую науку…

В.А.: Качество подготовки наших курсантов и слушателей в решающей степени определяется теми, кто их обучает. Поэтому мы большое внимание уделяем повышению научно-педагогического потенциала университета. На сегодняшний день из 417-ти его преподавателей 72% имеют ученые степени и ученые звания, что существенно превышает соответствующие аккредитационные показатели. Среди наших педагогов такие широко известные научной общественности страны ученые, как доктора, профессора Юрий Ефремович Аврутин, Матвей Юрьевич Гутман, Сергей Анатольевич Денисов, Виктор Михайлович Егоршин, Андрей Иванович Каплунов, Валерий Иванович Хальзов, а профессора Балахонский Виталий Витальевич, Нижник Надежда Степановна, Соболь Иван Абрамович признаны лучшими преподавателями МВД России последних трех лет. 50 наших профессоров имеют почетные звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Многие награждены государственными наградами. Именно они находятся на передовых рубежах нашей ведомственной науки, возглавляют авторские коллективы и научные школы, входят в состав диссертационных советов, как самого университета, так и многих вузов. Разумеется, когда они читают лекции, то аудитории оказываются переполненными. Это позволяет нам готовить высококвалифицированные кадры, проводить фундаментальные и прикладные исследования по основным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, принимать активное участие в законотворческой работе.

В учебный процесс активно внедряются инновационные  образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения. С целью осуществления контроля подготовленности обучаемых внедрены рейтинговая система оценки и компьютерное тестирование остаточных знаний.

За последние три года приобретено более 700 новейших компьютеров, оборудованы мультимедийными комплексами 122 аудитории, развернуты ситуационный и мониторинговый центры, центры психологической подготовки и регуляции, языковой подготовки, учебно-научный комплекс экспертно-криминалистической деятельности, 7 полигонов для отработки навыков и умений, развернута система университетского учебного телевидения.

Всё это позволило занять 2-е рейтинговое место среди вузов Санкт-Петербурга, обеспечивающих юридическую подготовку, после юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

- Такие великие учителя должны иметь не уступающих себе учеников…

В.А. Кудин: Да, мы гордимся, что из стен нашего университета вышли генерал-полковник, Председатель Счётной палаты России Сергей Вадимович Степашин, занимавший посты министра внутренних дел, министра юстиции, и Председатель Правительства России, нынешний министр внутренних дел России Владимир Александрович Колокольцев, руководитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Владимир Яковлевич Кикоть, начальник Главного управления внутренних дел (ГУВД) г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ноябрь 1999 г. — июль 2002 г.), судья Уставного суда Санкт-Петербурга (2005-2011 гг.) генерал-лейтенант милиции Вениамин Григорьевич Петухов и многие, многие  другие. Фотографии выпускников университета, дослужившихся до высоких званий, размещены на Аллее генералов в нашем вузе. И это, безусловно, имеет огромное воспитательное значение, порождает стремление своей беспорочной службой достичь таких же высоких должностей и званий, и курсанты понимают, что это вполне реально.

Хочу отметить, что желание работать на благо родного вуза, самоотверженно служить народу и государству и быть патриотом своей Родины присуще абсолютному большинству сотрудников и работников университета, курсантов и слушателей. В этом мы видим залог будущих успехов на всех направлениях нашей деятельности.